VIII Международная Олимпиада по основам наук в начальной школе, первый этап
Русский язык 2 класс
Время выполнения работы 1 час 15 минут.
Первый блок. Количество баллов за задание – 2.
1. Найди слово, в котором ударение поставлено неверно:
А) начáл Б) пóнял В) досýг Г) портфéль Д) красúвее
2. Найди слово, в котором все согласные звуки твёрдые:
А) щука Б) чаща В) карандаши Г) урожай Д) жучок
3. В каком слове на месте пропуска нужно вставить безударную гласную, не проверяемую ударением:
А) скорог…ворка Б) к…ток В) т…пло Г) ди…лог Д) ст…рик
4. В каком слове на месте пропуска нужно вставить безударную гласную, проверяемую ударением:
А) г…лчонок Б) к…нгуру В) дин…завр Г) с…бака Д) в…рблюд
5. Какая пара слов не является словами, близкими по смыслу:
А) ребята – мальчики Б) желтый –золотистый В) хорошо – замечательно
Г) золотой – железный Д) добежал – домчался
Второй блок. Количество баллов за задание – 3.
6. Найди слово, в котором сочетание ЧН произносится как [ЧН]:
А) яичница Б) конечно В) скучный Г) скворечник Д) башмачник
7. Продолжи пословицу: Дружба и братство – …
А) очень хорошо Б) первое богатство В) помогают выйти в люди
Г) как бы не подраться Д) крепче каменной стены
8. Какое слово можно разбить на слоги, но нельзя перенести с одной строки на другую?
А) русский Б) язык В) пословицы Г) загадки Д) сказки
9. Найди неправильно образованное название детенышей:
А) у кошки – котята Б) у свиньи – свинята
В) у курицы – цыплята Г) у лошади – жеребята
Д) у совы – совята
10. Догадайся, о каком грибе идет речь в стихотворении:
Сапоги мои – скрип да скрип под берёзою,
Сапоги мои – скрип да скрип под осиною,
И под каждой берёзой – гриб, подберёзовик.
И под каждой осиной – гриб, … .
А) мухомор Б) подосиновик В) лисичка Г) боровик Д) опёнок
Третий блок. Количество баллов за задание – 5.
11. Продолжи поговорку. Найди соответствующее началу (в первом столбике)
окончание поговорки (во втором столбике)
1) Гусь свинье а) не тётка
2) Слово б) не волк
3) Голод в) не воробей
4) Работа г) не товарищ
А) 1а,2б,3в,4г Б) 1г,2в,3а,4б В) 1б,2г,3в,4а Г) 1в,2г,3б,4а Д) 1а,2г,3б,4в
12. Выделенные слова расставь по алфавиту, как в словаре:
На золотом крыльце сидели
ЦАРЬ (1), ЦАРЕВИЧ (2), КОРОЛЬ (3), КОРОЛЕВИЧ (4), САПОЖНИК (5), ПОРТНОЙ (6).
А) 1,2,3,4,5,6 Б) 3,4,6,5,1,2 В) 5,6,3,4,1,2 Г) 3,4,5,6,1,2 Д) 4,3,6,5,2,1
13. Найди слово, к которому нельзя подобрать противоположное по смыслу слово:
А) чистый Б) белый В) часто Г) собака Д) счастье
14. Найди слово, в котором нет звука [й']?
А) большая Б) юный В) подъём Г) Екатеринбург Д) воин
15. Как ты думаешь, что означает слово пóлоз в песне "В лесу родилась ёлочка"?
Чу! Снег по лесу частому
Под ПОЛОЗОМ скрипит…
А) небольшая змея Б) длинные сани В) одна из досок, составляющих деревянный пол Г) гладкая, скользящая, загнутая спереди пластина, брус Д) длинный ровный след
16. Как ты думаешь, что означает слово шутúха?
А) женщина-шут Б) жена шута
В) ракета, выпускаемая при фейерверке
Г) шутка Д) юмористический вечер
17. Расставь предложения по порядку так, чтобы получился текст:
1) Дерево стояло в самой середине леса.
2) Он жил в большом-пребольшом доме, в большом-пребольшом дереве.
3) А Пятачок жил в самой середине дома.
4) Лучшим другом Винни-Пуха был крошечный поросёнок Пятачок.
5) Дом был в самой середине дерева.
А) 1, 2, 3, 4, 5 Б) 1, 3, 5, 2, 4 В) 2, 4, 1, 3, 5 Г) 4, 2, 5, 1, 3 Д) 4, 2, 1, 5, 3
18. Найди слово, которое отвечает на вопрос КТО?
А) ромашка Б) картошка В) букашка Г) лукошко Д) зёрнышко
19. Посчитай, сколько согласных звуков в слове СЕМЕЙНАЯ?
А) 5 Б) 4 В) 3 Г) столько же, сколько согласных букв Д) 6
20. В каком слове на месте пропуска нужно вставить непроизносимую согласную Т:
А) ананас…ный Б) ужас…ный В) опас…ный Г) ус…ный Д) чудес…ный
21. Слово ВЕСЕЛЬЕ отвечает на вопрос:
А) что делать? Б) кто? В) какое? Г) что? Д) какие?
22. Найди слово, которое не отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?
А) кинуть Б) скинуть В) закинуть Г) кидать Д) выкинуть
23. Какая пара слов не является словами, близкими по смыслу:
А) мороз – стужа Б) дождь – ливень В) телевизор – видеокамера
Г) взглянуть – посмотреть Д) весёлый – радостный
24. Прочитай стихотворение О. Григорьева.
Найди в нём многозначное слово в разных значениях и ответь на вопрос: что нельзя разбить?
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила,
Брат ее мальчик Иван
Тоже разбил … стакан!
А) кувшин Б) колено В) огурец Г) палатку Д) лагерь
25. Как известно, медвежонок Винни-Пух очень вежлив. Но иногда – очень редко! – он забывает сказать "волшебные" слова. Найди невежливую просьбу Винни-Пуха:
А) Пожалуйста, Тигра, перестань прыгать!
Б) Будьте так добры, скажите мне, пожалуйста, куда девался Кролик?
В) Тигра, будь любезен, объясни нам, что сейчас произошло.
Г) Сова! Открывай! Пришёл Медведь.
Д) Я хотел попросить тебя, Сова, написать на горшке поздравление.